Искусство выразительного чтения: 4 ключевые составляющие
Сколько процентов информации человек запоминает при выразительном чтении?
Доказанным фактом является то, что восприятие и понимание на слух звучащей речи происходит труднее, чем понимание письменной. К последней, то есть фиксированной речи можно возвращаться. А информацию, полученную из текста переосмысливать и анализировать. В случае речи звучащее следует понимать и давать адекватную оценку мгновенно, то есть иметь более высокий уровень навыков речевой деятельности. С другой стороны и сам человек заинтересован в том, чтобы его смогли не только выслушать, но и правильно понять. Поэтому нужно понимать, насколько значим вопрос обучения искусству выразительного чтения и произношению, которое является залогом свободного взаимопонимания в процессе коммуникации людей.
Необходима продуманная система работы по фонетике и по освоению произносительных норм русского литературного языка. Работа над фонетикой должна обязательно сочетаться с работой над интонацией и выражением. В конечном результате это ведет к комплексной работе над артикуляцией и над эмоциональной выразительностью. Также выразительность речи может быть достигнута только в результате последовательной, поэтапной и систематической работы. Мы имеем в виду развитие речевых органов и совершенствование характеристик голоса.
Но работа над произношением не может быть сведена лишь к формированию артикуляционных навыков. Это лишь первая ступень в многогранной работе, представляющей сложную систему. Она в свою очередь включает дыхательный тренинг, совершенствование голосоведения, работу над дикцией и интонацией, формирование навыков интонирования. Последнее представляет собой способность выразительно оформлять какие-либо слова, фразы или сам текст.
Часто учебные пособия не содержат упражнений по выразительному чтению. В основном, они носят ознакомительный характер.
Процесс чтения
Известно, что путем чтения приобретается примерно 80% информации, которая усваивается человеком в течение жизни. С процессом чтения, так или иначе, связано 90% информации. Термин «чтение» употребляется в разных значениях. В узком понимании – это формирование навыка чтения и овладение техникой. В широком – техника чтения вместе с пониманием прочитанного.
Восприятие смысла у читающего происходит на основе воспринятых значений слов и грамматических структур. Это является конечным звеном процесса чтения. Чтение включает в себя 4 основных качества:
- Правильность
- Беглость
- Выразительность
- Осознанность
При выразительном чтении понимается правильное, осмысленное и эмоциональное чтение фразы, текста, произведения. При таком чтении человек намного лучше усваивает материал, понимает его и осмысливает. Выразительное чтение вырабатывает у читающего вырабатывает навык произнесения культурной речи. Данный минимум включает в себя:
- Сила голоса
- Его тон
- Тембр высказывания
- Речевой темп
- Ритм речи
- Мелодика тона
- Ускорение или замедление голоса (его повышение или понижение)
- Логические и синтагматические ударения
- Паузы (перерывы речи)
Дикция, дыхание, орфоэпические (правильное) произношение – все эти средства интонации поддерживают общую технику речи. В.А. Сухомлинский отмечал: «Если человек умеет читать, то это говорит о его чуткости к красоте слова и к его тончайшим оттенкам. Только тот «читает», в сознании которого, слово как бы играет и трепещет, переливаясь всеми красками окружающего мира».
Работа над выразительностью чтения подразумевает выполнение специальных заданий на звукоподражание, дыхание, повторение скороговорок или частоговорок, артикуляцию и так далее. Для лучших результатов следует начинать работу с речевой разминки, которая будет длиться 5 минут.
Заключение
Нужно помнить о том, что работа над выразительным чтением дает возможность глубокому осмыслению не только научных текстом и правил, но и способности к улучшению усваивать правила синтаксиса и пунктуации русского языка, развивать навыки речевого слуха. А значит, решать самую важную задачу при обучении языку – снятия языкового барьера.