Цели выразительного чтения и пошаговая технология
Что такое выразительное чтение?
Взрослому человеку приходится не часто читать вслух (да еще так, чтобы это чтение было выразительным). Но все же приходится. Обычно это чтение детям сказок или стихов, когда взрослые хотят их научить выразительно передавать вслух читаемое. Или хотят чем-то занять. Если человек активен на работе, он часто выступает перед окружающими: либо вносит какие-то предложения, либо комментирует речь «предыдущего оратора», либо оценивает обстановку. Человек, продвигаясь выше по служебной лестнице, готовит доклады на научных конференциях. То есть его выступления становятся ответственнее и содержательнее.
Одним природа дала хорошо «подвешенный язык», такие люди могут без «бумажки» или по быстро набросанному плану говорить на определенную тему. Другие по различным причинам этого сделать не могут: под руками они должны иметь предварительно написанный текст в виде помощи. Эти два типа ораторов мы ежедневно видим на телеэкранах и в жизни. Чтобы доклад захватил аудиторию надо уметь подготовить его заранее. Проштудированный текст необходимо донести так, чтобы слушатели увлеклись докладом, вникли в его содержание, не отвлекались во время чтения на постороннее. Поэтому доклад, лекция, приказ, объявление и так далее должен читаться выразительно. Что это значит? Что является выразительным чтением и в чем его цель?
Можно ли сразу выразительно прочитать текст?
Выразительное чтение – это чтение с правильным литературным произношением, чтение с нужной интонацией и дикцией, с требуемым эмоциональным настроем, чтение с расстановкой фразового и логического ударения. Выразительное чтение способствует лучшему пониманию и восприятию содержания прочитанного. Будь то стихотворение или отрывок из художественного произведения, доклад на научную или на общественно-политическую тему.
Можно ли «с наскоку» прочитать выразительно какой-нибудь текст? Можно, когда докладчик что-то бубнил про себя, а затем встряхнулся и сосредоточился на чтении. Но можно выразительно и доходчиво прочитать текст, который не только знаком вам, но и предварительно подготовлен к использованию в аудитории.
1. Ознакомление с текстом и его смысловая проработка
Чтобы донести заданный текст доходчиво и выразительно до широкой публики, следует его предварительно несколько раз прочесть. Затем уяснить его тему, идею, понять, где основная информация, где добавочная, где второстепенная, а где вообще избыточная. Исходя их этого, следует разделить текст на смысловые части. Вначале более крупные, а внутри них – более мелкие. Получившиеся части можно условно озаглавить, чтобы иметь представление о том, в каком тоне читать ту или иную часть (в торжественном, информационном, ироничном, патетическом и так далее). Игра тонов обеспечит живость вашего чтения, естественность перехода от одной смысловой части к другой.
2. Языковая проработка
Нужно проверить свое знание значений всех употребляемых вами слов, иметь уверенность в правильности поставленных ударений в словах. При малейших сомнениях обратиться к словарям. Следует обратить внимание на сочетаемость слов, употребленных впервые или редко. При неправильном применении может таиться опасность. В этих случаях следует обратиться к справочникам. Также нужно обратить внимание на построение вами фраз сложных конструкций, смысловую и формальную соотнесенность их частей. Прислушаться к советам известного режиссера и актера Н.К.Станиславского: «Во-первых, следует выбрать среди всей фразы самое важное слово и выделить его ударением. После этого необходимо сделать то же самое с менее важными, но все-таки выделяемыми словами. Негативные, второстепенные и невыделяемые слова, которые нужны для общего смысла отодвиньте на задний план».
Заключение
Итак, главное внимание должно быть уделено в тексте более значимым, по вашему мнению, словам и словосочетаниям. Тем, на которые в вашем выступлении должно падать логическое и фразовое ударение.