Работа с текстом перед чтением и выступлением: виды, этапы, способы

Как успешно выступать на публике: этапы работ с текстом

Содержание:

  1. Часть 1 — Орфоэпические нормы
  2. Часть 2 — Интонация и подача голоса

Итак, вы держите в руках текст, который вам следует произнести. Скорее всего, у вас не получиться, с первого раза прочитать его идеально, без запинки, особо не готовясь к своему выступлению. Такое под силу профессиональному диктору или опытному оратору: но и ему нужно минимальное время, чтобы подготовиться к предстоящей речи. Слушающий вряд ли сможет определить – впервые ли человек читает данную текстовку или же он работал над текстом, готовился к выступлению заранее. Профессионал это услышит практически сразу. А к тому же, если выступающий – новичок, то такую небрежность заметит каждый. Ваши шансы на успех возрастут, если вы будете готовить тексты заранее. Поскольку хорошо подготовленная текстовка звучит гораздо лучше «ненатренированной».

Орфоэпические нормы

Текст для говорящего – как ноты для пианиста. Его разбор представляет собой интересный и творческий процесс. Как же работать с текстом? Давайте рассмотрим этот вопрос в следующем примере:

Одно из величайших сооружений человечества, символ Рима и все Италии – Колизей до сих пор поражает и производит впечатление на туристов в том виде, в котором он дожил до наших времен. Мы попробуем представить его вам во всей красе, узнаем секреты его архитектуры и разберемся в хитростях внутреннего устройства. Каждый, глядя с трибун на арену, сможет почувствовать себя либо гладиатором, яростно борющимся с противником или зрителем, выносящим окончательный вердикт. Неподалеку от Колизея образовался центр современного Рима.

Прежде всего, прочтите как книгу этот текст, вникнув в его содержание. Далее следует рассмотреть этот отрывок, соблюдая нормы орфоэпии русского языка. Чтобы правильно расставить ударения в словах необходимо запастись соответствующими словарями (причем лучше всего иметь несколько видов). Откройте один такой экземпляр и начните в нем «копаться». Будет лучше, если вы проверите и те слова, ударения в которых у вас не вызывает сомнений.

Стоить сказать, ударение в русском языке «живое». Вы это легко сможете увидеть, взяв «Русское словесное ударение» автора Зарвы М.В. 2001 года издания и «Словарь ударений для работников радио и телевидения» Зарвы за 1985 год. Автор один и тот же, но годы издания — разные! К примеру, слово «мизерный». В одном словаре правильный вариант «мИзерный», в другом – «мизЕрный». То же самое со словами «кулинарИя» и «кулинАрия». Или вот, довольно таки интересно слово «сокол». В обоих словарях правильно «сОкол». Однако люди пожилого возраста в большинстве случаев так не скажут. Только «сокОл», что означает название старинного орудия на Руси – тарана.

Как видите, ударение не стоит на одном месте. Поэтому сложно сказать, что есть одно единственно правильное ударение – это условности. Сегодня оно ставиться на последний слог, а через три года может поменяться, став на первый. Но вероятно, ударение уже и было на последнем слоге лет 20 тому назад.

Возвращаемся к нашей стратегии работы с текстом. На каждом слоге ставиться ударение в слове «дожил»? Оба словаря М.В. Зарвы допускают варианты «дОжил». Возьмем «глядя». В словаре автора Аванесова за 1985 год – «глЯдя». У Зарвы тоже. Но в «Большом толковом словаре русского языка» Кузнецова присутствуют два варианта.

Так что дорогие, наши ораторы, последнее слово в постановке ударения при работе с текстом остается за вами.

После того, как вникли в содержание и правильно расставили ударения в словах, следует заняться их произношением. Опытному оратору или выступающему потребуется разобраться в гораздо меньшем количестве слов. Поскольку все зависит от опыта человека. Особенно в именах собственных. Если вы начинающий, то следует поработать над своим произношением.

Не забудьте запастись словарями по орфоэпическим нормам, например, таким

Интонация: логические паузы и ударения

И вот мы подошли к следующему этапу работы над текстом. Ваша основная задача: выяснить, где необходимо остановиться, чтобы сделать речевую паузу, а где они не нужны вовсе. В каком месте желательно сделать логическое ударение, а где не следует. От того, насколько вы правильно выберете ударное слово, зависит многое. Поскольку неправильное ударение способно всецело исказить смысл всего текста.

Для примера возьмем такую фразу:

«Это для вас лучшее решение»

А теперь обратите внимание на то, как меняется смысл сказанного, если поменять место логического ударения:

«Это для ВАС (пауза) ЛУЧШЕЕ решение!»

«ЭТО для вас (пауза) лучшее решение!»

Так, работа с текстом является увлекательным и творческим занятием, разумеется, если знать, как это делается. Каждый человек может привнести в него частичку себя, свою индивидуальность. Обращайте свое внимание на правильную расстановку логических ударений. И вы не исказите основную мысль написанного.

Прочтите первое предложение приведенного ранее текста:

Одно из величайших сооружений человечества, символ Рима и все Италии – Колизей до сих пор поражает и производит впечатление на туристов в том виде, в котором он дожил до наших времен.

Как видите оно длинное. Следовательно, необходимо его проработать. Обычно, если предложение очень короткое, то оно будет иметь один такт. У нас в данном примере получилось 4 такта.

Далее переходим к расстановке интонационных ударений.  Для этого в каждом такте выберете ключевое слово, а также и всего предложения. У нас им является «Колизей». Следует сделать на него самое сильное ударение:

Одно из величайших сооружений человечества, | символ Рима и все Италии – Колизей | до сих пор поражает и производит впечатление на туристов в том виде, | в котором он дожил до наших времен.

Расстановка пауз, конечно же, в этих примерах не является единственно верной. Вы можете сами придумать различные варианты. Поскольку каждый говорящий человек по-своему неповторим в своих интонациях – в этом и состоит творческий процесс.

Иногда следует прибегать к паузам в речи

Подача

Наконец, последний этап в работе с текстом. Какой будет подача? Прочитать одну и ту же текстовку или рассмотреть тему выступления люди могут с тысячью разными интонациями, с разнообразными подачами голоса. Тихо или громко, в медленном темпе или ускоренно и так далее. Все зависит контекста. Что это за выступление или мероприятие? Какой предмет обсуждения? Сколько времени отводится на произнесение речи?

А уже после этого, вы можете подняться на сцену, подойти к микрофону и завораживать сердца слушателей!


Вернуться к содержанию




Добавить комментарий: