Методика обучения выразительному чтению: средства и приемы
Мастерская выразительного чтения: знаки препинания, ударные слова и паузы
Содержание:
- Знаки препинания
- Ударные слова
- Логические и психологическая паузы
В разговорной речи каждая фраза имеет определенный смысл, несет свое содержание. Чтобы найти этот смысл, нужно выяснить, какие слова являются главными. То есть найти логический смысл. Разговаривая, мы выделяем те или иные слова, делая это неосознанно. Передавая текст устно от имени другого лица необходимо определить слова, несущие во фразе основную нагрузку. Методика обучения выразительному чтению позволит вам грамотно и красиво говорить.
Знаки препинания
Они являются большим помощником при определении логической структуры.
1. Запятая
Самый распространенный из них. Запятая говорит о том, что мысль не окончена, диктует передышку, небольшую остановку. То есть нужно ждать продолжение мысли. Перед ней, когда текст передается устно, голос повышается. Так как при понижении голоса создается впечатление законченности мысли. То есть получается отрыв следующей части фразы от предыдущей, искажающий смысл.
2. Точка
Также диктует остановку: она обозначает окончание мысли. Остановка должна быть более длительной, чем у запятой. Для передачи законченности мысли, голос перед точкой при чтении следует понижать.
Понижение интонации перед точкой не всегда одинаково. Если в начале текста стоит близкая по мысли фраза, голос понижают меньше. Чем при точке, которая завершает определенный набор мыслей. В конце всего текста следует сильно понизить голос. Этот период длительного понижения дает человеку понять о полном завершении прочитанного.
3. Двоеточие
Этот знак препинания тоже предусматривает понижение голоса. В данной ситуации изменение тона означает, что следует обратить внимание на последующих словах.
4. Многоточие
Правилами грамматики предусматривается следующий знак. Многоточие используется при обозначении недосказанности или прерванности мысли. При чтении текста перед многоточием голосом следует показать или повышение или легкое понижение тона. Должно создаться впечатление незавершенности мысли или предложения.
5. Знак вопроса
При вопросительном знаке голос следует повысить, иначе фраза будет звучать не вопросительно, а утвердительно.
6. Восклицательный знак
Знак восклицания выражает сильные эмоции:
- Восторг
- Радость
- Удивление
- Утверждение
- Досаду
При этих чувствах интонацию следует повысить, силу тона увеличить.
7. Тире
Это знак заменяет отсутствие слова. Оно требует остановки, чтобы осмыслить недостающее слово. В данном случае тон следует повысить.
8. Точка с запятой
Ставиться между самостоятельными предложениями, близкими по содержанию. При нем следует остановиться и понизить голос, приближенно к снижению голоса при точке.
9. Кавычки
В них берутся цитаты, прямая речь, различные выражения, названия, слова, требующие выделения в тексте и наделенные особым смыслом. Чтобы не сливаться со всем текстом, выделяются изменением голоса, текста и силой произношения.
10. Скобки
В них заключаются пояснительные выражения и слова, дополняющие и уточняющие основную мысль, но выпадающие из синтаксической структуры. Они произносятся как бы между прочим, чтобы не было прервано течение основной мысли. Произносить их следует легче, чем остальные слова.
Нужно хорошо знать, в каких случаях ставятся знаки препинания. Но в звучащей речи существуют исключения из грамматических правил. Например, не принимается во внимание запятая при обращении, стоящем в середине или в конце предложения:
«Да кланяйся, жена!»
«Стой, братцы, стой!»
И. Крылов
Запятая ставится, если обращение стоит в начале предложения:
«Голубушка, как хороша!»
«Кумушка, мне странно это!»
И. Крылов
При вводных словах акцент на запятых не делается:
«Довольно, кажется, ты пожил на веку!»
«Дурное, право, состоянье!»
И. Крылов
Не акцентируется внимание на запятых, отделяющих повторяющиеся слова:
Еду, еду в чистом поле!
Александр Пушкин
Запятые, стоящие перед второй частью сложных союзов, не подчеркиваются:
- Потому, что
- Оттого, что
- Для того, чтобы
- Несмотря на то, что
Ударные слова
В каждой фразе должно быть одно слово, или вершина, которые являются главными. Это выделенное слово или вершина, являются логическим центром предложения. Затем по степени важности, последовательно выделяются остальные слова. И не ставится акцент на второстепенные слова. Чтобы выделить логический центр, повышают голос. Иногда понижают и замедляют темп.
Для определения ударного слова в тексте существует ряд правил логического чтения. В основном ударными бывают новые слова, обозначающие понятия, которые до этого в тексте не использовались. Это одно из основных правил.
В простом предложении ударение падает обычно на слово, стоящее вторым по порядку. На подлежащее или сказуемое:
Звонок прозвенел.
Поднялась паника.
В том случае, когда смысл сказуемого заключен в самом подлежащем, то на такое сказуемое ударение не падает. Если в предложении нет противопоставления:
Вдруг женщина во весь голос закричала.
Деревья гнулись.
Если имеется противопоставление, то противопоставляемые друг другу слова выделяются:
Рабочие на площадке, а мастер в конторе сидит.
Сделал дело на копейку, а пользы – миллион.
Противопоставление может лишь подразумеваться:
И дураку ясно (Не только умному).
При противопоставлении правило в логических центрах подчиняет себе другие. Не должно быть ударным словом, если подлежащее выражено местоимением. Например:
Я не люблю его.
И все стонет она.
Но при противопоставлении местоимение выделяется:
Вчера – ты, сегодня – я, завтра – он.
Дополнительные слова, имеющиеся при глаголе, принимают на себя ударение:
Уважаю вьетнамцев за работоспособность.
Ветер с моря дул.
Имя существительное в родительном падеже, выраженное определением, является ударным. То есть на него ставится ударение:
На него обратились взоры женщин.
Шум моря смешался с криками чаек.
Но при противопоставлении ударение не переносится:
Встань передо мной, как лист перед травой.
Согласно правилу, ударение должно быть на слове «травой». Но «лист» противопоставлен слову «мной», то ударение падает на слово «лист».
Не бывает под ударением, определение, выраженное прилагательным:
Тучи зловещие вьются над нами.
В небольшой пещерке тепло и сухо.
Но если «небольшой пещерке» противопоставляется «большая», ударение переместится:
В небольшой пещерке тепло и сухо, а в большой сыро и холодно.
Если несколько прилагательных стоят перед существительным, то ближайшее к нему не выделяется, а сливается с ними:
Она добрая, мудрая, уравновешенная женщина.
Но если после существительного стоят одно или несколько прилагательных, то ударение ставится на прилагательное:
Он начальник строгий и решительный.
Если прилагательные – определения стоят сразу же после существительного, то ударение падает на существительное и прилагательное одновременно:
Из угла выглядывало лицо вампира – худое, изможденное, страшное.
На слова, выражающие сравнение, падает ударение:
Каталась по полу, как собака.
Как солнышко красное.
Ударение падает на оба слова, если сравнение и относящееся к нему слово не стоят рядом:
Как походил он на вампира,
Когда в темноте сидел один.
Выделяется последнее слово, если понятие выражено несколькими словами. Например, при фамилии, имени, отчестве. Важнее всего фамилия. Но если несколько слов выражают не единое понятие, а целую мысль, ударений может быть несколько:
Пушкин – замечательный русский поэт.
В многословном понятии ударение может переместиться при противопоставлении:
Сравнивая московский цирк на льду и украинский цирк на льду.
Ударение перемещается с конца на начало многословного понятия.
Логические и психологическая паузы
Не только от ударных слов, выделяемых голосом, зависит выразительность чтения. Паузы оказывают большое влияние на эмоциональность чтения. Они бывают двух видов – логическими, то есть смысловыми и психологическими, диктуемые чувствами.
Логические паузы могут быть мгновенными. В этом случае она делается перед словом для его выделения. И продолжительной, отделяющей смысловые части фразы. Существует несколько правил, помогающих определить места логических пауз. Они делаются:
А) после подлежащего, несущего в себе логическое ударение
Б) после подлежащего, выраженного двумя или несколькими словами:
Этот дьявол злобный, |
Этот страшный человек, |
Этот поп и расстрига – был вхож во все круги.
В) перед прилагательным, которое следует за существительным и поясняет его:
Наконец появился факир, |
Закутанный до самых глаз.
Г) перед существительным, определяющим другое существительное:
Художник Айвазовского | замечательный русский маринист.
Но если существительное стоит впереди определяемого слова, пауза не нужна:
Замечательный русский маринист художник Айвазовский.
Д) перед соединительными союзами а, и, но, да. Так как они относятся к последующим словам, стоящими в одной группе:
Ворчун он, | а человек порядочный.
Мы познакомились молча|и встали, тянулись к выходу.
Е) при тире и пропуске слова:
Собака — | друг человека.
Ж) перед вводным предложением и после него (чтобы не разъединять цельность мысли):
Он бы и рад жениться, | да маменька не велит, | и никакого решения он не принимает.
З) между подлежащим и сказуемым, пояснительными словами, а также между пояснительными словами.
И) в сложных распространенных предложениях:
Расхаживая легкими шагами взад и вперед по кабинету, | подойдя к окну |, он увидел подъехавший к подъезду автомобиль…
На переломе двух частей пауза бывает самой длинной:
Животных у него в подворье много, | конюшни, построены на западный манер, | проведены отопление и водопровод, | за лошадьми ухаживают обученные люди, | а все-таки не удается получить многочисленный приплод.
Для определения логической паузы существуют определенные правила, а психологической паузе свойственно лишь то, что она может приостановить речь на любом слове и зависит от творческого подхода, отражающегося на анализе текста и определяющего его эмоциональное содержание. Психологическая пауза может совпадать с логической, а может и не совпадать. Она в отличие от логической не может быть просто молчанием. Психологическая пауза «красноречива», так как в ней досматривается, выраженное в предыдущих слова. Зарождается то новое, что будет выражено в последующей речи, как бы доживается, додумывается.
Материал, состоящий из длинных, замысловатых частей (периодов), в которых легко «заблудиться» и потерять основной смысл, наиболее труден для выразительного чтения. Важно уметь правильно использовать вводные слова и обращаться с придаточными предложениями. Пользуясь изменениями голоса, паузами и темпом чтения, их следует затушевывать. Иначе это будет мешать восприятию материала. Так как речь окажется тяжелой. Кроме выразительности, нужно очень хорошо владеть техникой чтения. Это необходимо для того, чтобы научиться правильно, красиво и грамотно говорить.
Для улучшения голоса следует выполнять специальные упражнения. На нашем сайте вы найдете список сложных слов, описание артикуляции звуков и скороговорки для развития дикции.
Вернуться к содержанию