История ораторского искусства древней Греции, древнего Рима и России

Экскурс в историю ораторского искусства

Содержание:

  1. Ораторское искусство Древней Греции
  2. Искусство красноречия Древнего Рима
  3. Риторика в России

Наука о красивой и правильной речи, которая убедит любого собеседника, называется риторикой. Эту дисциплину в современных школах преподают с начальных классов, ведь уметь правильно излагать свои мысли – значит обладать самым мощным инструментом управления людьми – словом. История ораторского искусства началась с Древней Греции и тогда называлась «наукой красноречия». Однако вечное соперничество между Древней Грецией и Древним Римом привело к тому, что великими ораторами славятся оба государства.

Риторика и ораторское искусство формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории. Особенно значимым подобное умение становилось во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными.

Ораторское искусство Древней Греции

Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств, даже больше – оно считалось добродетелью. Это было неотъемлемой частью образования каждого человека, фундамент, на котором все другие академические занятия и дисциплины были построены. Мастерство ораторского искусства считалось неотъемлемой частью того, чтобы быть всесторонне развитым человеком. Мастерство речи расцвело так великолепно и достигло такой вершины в Древней Греции из-за его центральной функции в общественной жизни.

Демократическое правительство Афин поощряло каждого гражданина мужского пола в участии в политике. Любой гражданин мог участвовать или убеждать других в достоинствах или недостатках определенной части законодательства. Законы были немногочисленными и простыми, предоставляя судьям значительную свободу в применении правосудия. Ассамблеи, Совет и суды были, таким образом, местом бурных дебатов и блестящего ораторского искусства.

Есть предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди вслух читали книги, философские трактаты, речи, наслаждаясь звучащим словом. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения.

Общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в собрании совета и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом, на празднествах, дружеских встречах, поминках. В республиканском греческом полисе центральная фигура – «политический муж», поскольку три профессии – политика, полководца и оратора – считались в Афинах богоравными.

Цицерон говорил, что есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора. Красноречие становится жизненно важным навыком афинского гражданина.

Ораторское искусство Цицерона: «одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора»

Речь в Древней Греции была поднята на уровень искусства, и  родилось мастерство истинного красноречия. «Золотой век красноречия» был возвещен в Элладе, и Перикл стал первым профессиональным оратором. Его надгробная речь была, пожалуй, первой большой речью, написанной и подготовленной для общественности, и установила «золотой стандарт» для всех речей будущего.

Перикл сочетал в себе важнейшие качества идеального государственного деятеля: патриотизм, мудрость, честность и красноречие. Даже его противники называли Олимпийцем за умение потрясать души слушателей с помощью слова, подобно громам и молниям. Стройная логика его речей стала результатом серьезной подготовки. По рассказам Плутарха, на ораторской трибуне Перикл держался спокойно и с достоинством; во время речи выражение его лица почти не менялось, он не прибегал к жестикуляции, выражался сдержанно и никогда не смеялся на трибуне, не смешил народ какими-либо забавными рассказами или выходками.

В одном из своих знаменитых трактатов об ораторском искусстве Цицерон писал: «…век Перикла впервые принес Афинам почти совершенного оратора. Действительно, вкус к красноречию обычно появляется не тогда, когда основывают государство, когда ведут войны или самовластие мешает оратору и сковывает его дарование. Красноречие – спутник мира, союзник досуга и как бы вскормленник уже хорошо устроенного общества»

Ораторское искусство Древней Греции: ораторские способности Перикла стали проявляться в ранней молодости

«Сократ говорил всегда, если к нему приводили на предмет определения уровня образованности: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!» По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности, Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам».

История возникновения ораторского искусства: Сократ

Современный мир помнит Демосфена, которого чтят как величайшего оратора Греции и, возможно, всех времен. Его способности оратора пробудили афинский народ от глубокой апатии, чтобы бороться с угрозой Филиппа Македонского. Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского (с тех пор до наших дней дошло выражение «филиппики»). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: «Думаю, что если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя».

Современники рассказывают, что первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. Но в этом хилом на вид юноше жил могучий дух. Он понимал, что нужна упорная работа над собой. Он брал в рот камешки и читал отрывки стихов, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. Настойчивость и энергия победили. Он довел речь до совершенства. Своим примером он подтвердил важнейший принцип: оратором может стать любой. Если не пожалеет сил и труда.

Свои монологи он произносил перед аудиторией страстно и мощно, усиливая эмоциональное напряжение толпы приводимыми логическими доводами. Природный дар красноречия он удачно сочетал с четким структурированием речи. Слушатели заворожено следили, как Демосфен последовательно ведет их от пункта к пункту, подводя итоги по каждому озвученному тезису. Подобная риторическая традиция сохранилась и в наши дни. Тем не менее, практика обучения ораторскому искусству не ограничивалось элитой афинского общества.

История ораторского искусства: Демосфен — известнейший оратор. С юных лет мечтал выступать публично.

Искусство красноречия Древнего Рима

Искусства риторики изначально не существовало в Риме, но оно начало процветать, когда эта империя завоевала Грецию, и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на ее традиции. Римское искусство речи процветало в судах, комициях (собраниях, где люди обсуждали принятие законов) и сенате. Римское ораторское искусство многое заимствовало для своего стиля из Греции, хотя были и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи были менее глубокими и всесторонними и были усеяны стилистическими нюансами, историями и метафорами.

Тем не менее, римское красноречие было по-своему очень ярким искусством и могущественным оружием в устах ораторов. Цицерон в своей речи против Луция Сергия Катилина разоблачил заговор с целью свержения римского правительства, и сделал это с мастерским красноречием и умением.

«Худой мир лучше доброй войны.» — Марк Туллий

Великое судебное мастерство слова закончилось после падения Римской империи — красноречие не может существовать под деспотической формой правления. Оно может существовать только в странах, где свободные институты процветают.

Тацит, спустя столетие после смерти Цицерона, сетовал в «Причинах падения искусства красноречия», что «…наши адвокаты – всего лишь адвокаты, но не ораторы. Юристы начали нанимать клакеров для участия в своих выступлениях и те аплодируют щедро». Вот что и Плиний, древнеримский писатель: «Вы можете быть уверены, что он является худшим из ораторов, который, несмотря на это, имеет самые громкие аплодисменты».

Ораторское искусство Древнего Рима: статуя Минервы

Риторика в России

Эпоха средневековья придала ораторскому искусству более религиозный окрас, пользуясь знаниями философов древности, монахи красноречием привлекали людей в свои ряды и боролись с протестантами. Именно из Европы наука о красивой речи и попала в Россию, где развитие ораторского искусства началось с 18 века и трудов Ломоносова.

Рассматривая историю ораторского искусства Древней Руси, стоит учесть, что многочисленные исследователи совмещают ее с историей развития ораторского искусства русской православной церкви. Так возникновение ораторского искусства сливается с началом проповедования христианства на наших землях. При этом как в Греции, где зародилось ораторское искусство, так и в Древней Руси его называли «даром красноречия». Позже понятие ораторского искусства и основы ораторского искусства были описаны М.В. Ломоносовым в его «Русской грамматике». «Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского рассматривают особенности ораторского искусства, закономерности ораторского искусства и правильную последовательность этапов ораторской деятельности.

Можно добавить великого оратора Столыпина и выдающегося оратора Троцкого. Многие современники говорят , что Ленин был слабой копией Троцкого, как оратор.

К сожалению, на Руси искусству красноречия и полемики всегда уделялось недостаточно времени.

Речь Троцкого на одном из его выступлений


Вернуться к содержанию




Добавить комментарий: