Упражнения на снятие мышечных зажимов на расслабление всего тела

Расслабленное тело и свободный голос: снятие зажимов

Связь между развитием движений и формированием навыков речи у человека давно доказана учеными. Сочетание работы над речевой техникой с ритмичными движениями тела дает неплохой эффект. В свою очередь, это поможет человеку снять напряженность и скованность. При работе вы можете использовать движения рук и ног, ходьбу, производить такие жесты, которые помогут понять содержание речи. Выполняйте нижеперечисленные упражнения на снятие мышечных зажимов, которые мы рекомендуем.

Часть 1

1. Снятие зажимов затылочных мышц

Примите исходное положение – голова прямо. Руки должны быть сплетены за головой в области шеи. Далее произнесите сочетание гласных «ао» с любыми согласными звуками:

бао вао гао дао жао

И так далее. При произношении каждого звукосочетания откидывайте свою голову назад, создавая в то же время сопротивление руками. После этого опускайте их и быстро произносите те же сочетания, но уже без движения головой.

Повторите упражнение 5-6 раз. Послушайте, как освободилось звучание.

2. Расслабление нижней челюсти

1) Опустите свою нижнюю челюсть до отказа. Можете проверить пальцем образование околоушной впадины. Затем закройте рот. Далее произнесите вслух слово с ударным гласным звуком «а»:

Арка, рамка, балка, мама

Снова опустите челюсть и закройте рот. После чего произнесите вслух слово, проверяя при этом на слух легкость звучания. Повторите данное упражнение 7-10 раз.

2) Необходимо сесть очень близко к столу. Локти поставьте на него. Ладонь одной руки следует положить на кисть другой, и крепко прижмитесь к ним подбородком. Спину держите прямо. Быстро произнесите те же звукосочетания согласных с гласными, что и в первом упражнении. Пытайтесь как бы «оторвать» на мгновенье подбородок от рук. При этом откидывайте свою голову назад и тут же возвращайте ее в исходное положение.

Далее снимите искусственно созданное напряжение и произнесите текст с большим количеством слов с ударными «о» вслух. Повторяйте каждое слово по 3 раза. Желательно внимательно прислушиваться к слуховому и мышечному ощущению свободы. Повторить упражнение необходимо 5-6 раз.

3) Захватите нижнюю челюсть с подбородком правой рукой. Ладонь левой прижмите к затылку. Далее произнесите слова с ударными гласными «а». При этом проверяйте на свой слух легкость звучания и ощущение мышечной свободы. Повторить данное упражнение следует не менее 10 раз.

3. Снятие зажимов мышц языка

1) Для начала расслабьте язык, положив его на нижнюю губу. Произносите вполголоса следующие гласные звуки, не убирая расслабленного языка:

А – О – У – И – Ы – Э

Потом необходимо убрать язык и произнести ряд губных и переднеязычных согласных в сочетании с таблицей гласных звуков. К ним относятся: «б», «п», «в», «ф», «д», «ж», «з», «с». После проделанного упражнения сразу же следует произнести слова либо небольшие тексты с преобладанием перечисленных согласных. Не забывайте проверять ощущение свободы. Повторите так 5-6 раз.

2) Рот полуоткрыт. Прижмите мягко кончик языка к своей верхней губе. Не открывая рта, произнесите несколько раз:

И – Э – А   И – Э – А   И – Э – А

После чего освободите язык и произнесите, проверяя при этом слуховые и мышечные ощущения:

АМБА   АМБА   АМБА

Упражнение необходимо повторить 5-6 раз.

4. Активация работы губ

Произносите короткие фразы с преобладанием губных согласных. Например, таких как «б» и «п». Сначала при сильно сжатых зубах, затем при нормальной артикуляции. Повторите это около 5 раз.

Вторая часть упражнений

1. Проговаривание скороговорок, считалок с дирижированием в такт.

Ваш указательный палец правой руки должен двигаться вверх и вниз при проговаривании слов:

Папа тут, папа там,
Папа, папа тут и там.
Мама тут, мама там,
Мама, мама тут и там.
Папа тут, мама там,
Папа, мама тут и там.

Здесь следует идти по кругу. А шаг – это слово:

Шли, шли, шли

Сделайте широкий жест по кругу:

Мы

Затем слегка наклонитесь вперед, а руки протяните вниз:

Пирог нашли!

Сядьте на пол, изображая рукой естественный жест:

Сели, поели

Теперь встаньте и взмахните рукой вперед:

Дальше пошли

Теперь повторим:

Шли, шли, шли

Мы пирог нашли!

Сели, поели

2. Имитация звуков и движений различных естественных ситуаций:

1) Изобразите, будто бы вы рубанком стругаете доску:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! Ж-Ж-Ж-Ж-Ж! …

2) Накачайте шину велосипеда воображаемым насосом. делайте руками привычные движения и произносите:

С-С-С-С С-С-С-С …

3) Натрите пол щеткой:

Ш-Ш-Ш-Ш! Ш-Ш-Ш-Ш! …

4) Покажите, как вы косите траву:

С-С-С-С-С! С-С-С-С-С! …

5) Короткими и отрывочными движениями сжигайте «грушу пульверизатора». Сопровождайте движения следующими звуками:

Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! …

Подберите движения к стихотворениям:

Шли из Африки в Саратов
Семь отчаянных пиратов.
видят надпись на столбе;
Продолжай: и те де, и те пе.
Шли из Африки в Саратов…
Левой, правой
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд.

Левой,
правой,
Левой,
правой,
Барабан… уже дырявый!

А.Барто

Заключение

Вам необходимо составить свои задания на развитие характеристик голоса. То, что у вас западает. Это может быть сила, темп, дикция, подвижность и так далее. Обязательно сопровождайте движениями работу над речевой техникой.




Добавить комментарий: