Артикуляционная гимнастика для языка: укрепляем самую подвижную мышцу

Артикуляционная гимнастика для языка: укрепления десен, иммунитета и улучшение дикции?

Содержание:

  1. Советы и рекомендации
  2. Укрепляем язык

Артикуляционная гимнастика для языка – упражнения для начального развития органов речи, в частности языка. Проводить ее  нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения закреплялись и  становились более прочными.

Советы и рекомендации

1)     каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку

2)     нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды

3)     для детей и взрослых: взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений

4)     заниматься по 3-5 минут каждый день.

 

 

Укрепляем язык

1. Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.

Примечание: Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. Рот открыт, губы в улыбке, положить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боковые края языка касаются углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии удерживать язык под счет до 5-10.

Примечание: Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук и.

3. Губы в улыбке, легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. Рот открыт, губы в улыбке, высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу, карандашу, конфетке.

Примечание: Следить, чтобы губы и челюсти были неподвижны.

5. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево.

Примечание: Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого.

Примечание: Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой.

Примечание: Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

8. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же повторять с открытым ртом.

9. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их.

Примечание: Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам. 10. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз.

Примечание: Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12. При вялом языке перемещать во рту фасоль, горох и т.п.

Попробуйте перемещать во рту что-нибудь из еды для укрепления мышц языка

13. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Примечание: Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Примечание: Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны.
Примечание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16. Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит посередине языка, ватка летит строго вверх.
Примечание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп.
Примечание: Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

18. То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17 работает только язык. Для контроля можно поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении она будет отклоняться.

19. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает).
Примечание: Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.

20. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к небу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется.
Примечание: Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21. То же, но беззвучно.

22. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается.
Примечание: Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23. Присасывание спинки языка к небу, сначала при сомкнутых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфету – ребенок старается, прижимая спинку языка к небу, сосать конфету.

24. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать под счет до 10, потом оторвать со щелчком.
Примечание: Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25. Присосать спинку языка всей плоскостью к твердому небу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Примечание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка.

26. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при ‘том чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, похожий на детское «поддразнивание».

27. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.


Вернуться к содержанию




Добавить комментарий: