Снятие телесных зажимов посредством игр

Можно ли избавиться от телесных зажимов?

Содержание:

  1. Снимаем напряжение
  2. Заключение

Прежде чем начать работу над исправлением дефектов речи, следует разобраться: что же лежит в основе нарушенного голоса, артикуляции и дыхания. Поскольку заикание или какой-либо другой речевой недостаток – только вершина айсберга. Видимая, слышимая сторона страдания пациента. А самое главное от нас скрыто. Постоянно испытываемое человеком чувство страха, вины, тревоги, невыраженного гнева вызывает, так называемые мышечные зажимы. Они возникают в области лица, шеи, артикуляционного аппарата, грудной клетки, живота, талии. Такие зажимы, как правило, являются одними из причин, приводящих к слабому голосу, вялой дикции, нарушению дыхания. Именно поэтому прежде чем приступать к работе над своей речью, необходимо на начальных этапах определенное количество занятий посвятить проблеме снятия телесных зажимов.

Снимаем напряжение

Можно применять невербальные методики на первых порах работы в условиях групповых занятий. В свою очередь они основаны на развитии новых возможностей самовыражения и восприятия окружающих в ситуации общения без использования речи. К примеру, выполняя упражнения в игровой форме можно научить заикающихся людей передавать смысл без слов. То есть дается задание договориться о чем-либо со своим партнером с помощью жестов. Много таких упражнений описано в книге автора С. В. Гиппиус «Гимнастика чувств».

Для того чтобы снять напряжение с мышц шеи, рук и туловища, выполняйте следующие упражнения:

1. «Лепка»

Один из пациентов – «глина», остальные «скульпторы». Как скульптор разминает глину, так и люди с дефектами «разминают» мышцы друг друга, снимая избыточное напряжение. Далее группа лепит различные скульптуры: памятника, манекена, снеговика, ребенка и так далее.

2. «Водоросли»

Стоя, пациентам следует закрыть глаза и представить, что они водоросли. Водное растение, приросшее ко дну океана. Их омывает вода. Они, подвластные океаническим течениям, начинают двигаться. Сначала волнообразно двигаются руки, шея, а потом все тело.

И вот, водоросли отрываются от дна и начинают свое движение по «океану». Участники ходят по комнате с закрытиями глазами. Логопед дает следующую установку: «Даже если столкнуться водоросли – это не страшно. Они спокойно продолжают свое движение».

3. «Куклы-марионетки»

Пациенты представляют себя куклами, которые висят в мастерской кукловода. И вот настает момент, когда мастер снимает их с «гвоздика», куклы оживают. Они начинают двигаться.

Теперь игры, способствующие снятию телесных зажимов в области голосового и артикуляционного аппаратов, а также мышц диафрагмы:

1. «Прогони заикание»

Один из участников выступает в роли «заикания». Пациенту дается установка вести себя нагло, развязно. Заходя в зал, он садится на стул. На голосовом эталоне осматривает всех как бы свысока и произносит фразы «аоуи-аоуи-аоуи». При этом участник делает между ними паузы, имитируя синтагменное речевое членение. «Аоуи» — это в свою очередь голосовой эталон, который специально используется в практике работы логопедов. На начальных стадиях коррекции он помогает скоординировать голос, дыхание и артикуляцию. При этом минуя смысловую сторону речи.

Задача другого пациента: встать и взять поролоновую дубинку. Затем он начинает прогонять заикание, произнося раннее указанный голосовой эталон и ударяя дубинкой по столу. Известно, что из-за сдерживаемого желания говорить у заикающего человека отмечаются зажимы в области глотки. Лучший способ эти зажимы убрать – крик. Между «заикающихся» и «заиканием» возникает диалог на голосовом эталоне с интонацией гнева. Очень важно объяснить участникам то, что крик этот должен идти на нижних регистрах, а не на верхних. Кроме того, удары дубинкой снимают у человека зажимы с мышц рук и плечевого пояса.

2. «Звери»

Пациенты сидят на полу с закрытыми глазами, изображая зверей, которым дали мясо. Участники жадно грызут его и сопровождают процесс поедания пищи характерными звуками для зверей. Как известно, блоки в челюсти у человека возникают из-за сдерживаемого желания что-то кусать.

3. «Собаки»

Участники группы сидят на четвереньках, колени находятся под углом. Руки, на которые пациенты опираются, держат прямо, выгибают спину вверх, изображая собак. Глаза можно закрыть. По команде логопеда люди начинают лаять, будто бы охраняют свою территорию. Из-за постоянного сдерживаемого гнева или обиды у человека возникают зажимы в области талии и диафрагмы.

Стоит отметить, в условиях индивидуальных занятий не будет лишним специальный логопедический массаж. Он способствует расслаблению мышц плечевого пояса, шеи и голосо-речевого аппарата. Более подробно вы можете с ними ознакомиться в книге под названием «Артикуляционный массаж при заикании» Е.Е. Шевцовой 2002 года издания.

Заключение

Таким образом, сняв зажимы с заблокированных участков тела человека, логопед сможет с большей эффективностью использовать мимическую, голосовую, дыхательную, артикуляционную гимнастику в дальнейшем. Для того чтобы сформировать слитную и плавную речь.

Помимо того, на первых порах, игры такого характера способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению пациентов и очень сплачивают группу.



Вернуться к содержанию




Добавить комментарий: