Развитие силы голоса: действующие упражнения на его громкость

Можно ли заблудившись в лесу, увеличить громкость голоса?

Содержание:

  1. Часть 1 — Основы
  2. Вторая часть: Выбор адекватной громкости

С помощью перечисленных способов вы сможете усовершенствовать свой голос. То есть развить его силу и обогатить свою речь новыми красками.

Часть 1 — Основы

1. Укрепление и развитие

Для развития верхнего и нижнего звучания, силы голоса следует выполнять упражнения на филирование слогов. Это происходит, когда один из них произносится громче, а другой – тише. Обратите свое внимание на то, что форсировать звук не стоит ни в коем случае. Ваша цель – не громкость. А развитие силы голоса.

АМ – ОМ

УМ – ЭМ

ЫМ – ИМ

2. Мягкость звучания и мелодичность

Последнее вырабатывается путем звукового филирования, каждой гласной буквы в отдельности. Начните работать над ней в отдельности. Сначала громко, затем тихо и опять громко:

А – а – А

О – о – О

У – у – У

Э – э – Э

Ы – ы – Ы

И – и – И

3. Сила голоса

Она должна быть на всех нотах диапазона говорящего. А чтобы интонирование было благозвучным, предполагаем вам выполнить действующее упражнение, данное ниже. Выполняйте для развития силы голоса.

Перед вами предложение, состоящее из слогов. Его следует произносить с распевной интонацией. То есть повышайте тон звучания своего голоса каждый раз при переходе к следующему слогу. Также не забудьте спуститься вниз:

МА – МО – МУ – МЭ – МЫ – МИ

Кроме того, выполняйте следующие упражнения:

1) «Эхо»

Людям необходимо встать в 2 ряда лицом друг к другу. Одни произносят громко звук «А!». другие же отзываются: «А-а-а-а».

2) «Ауканье»

Представьте, что вдруг вы заблудились в лесу. Стоите и кричите: «Ау-ау-ау». Произносить звуки следует сначала тихо, во второй раз громче, затем – еще громче.

3) «Гудок»

Давайте изобразим, как гудит паровоз. Прежде всего, необходимо воспроизводить звуки приближающего транспорта, а потом удаляющегося: «У-у-у-у-у».

4) «Вьюга»

Изобразите зимнюю метель, которая воет в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вам нужно тихо произнести «У-у-у-у». А по сигналу «Сильная вьюга» говорите уже громко: «У-у-у-у». Услышав «Метель кончается», произнесите тише и смолкайте по сигналу «Вьюга кончилась».

5) «Маленькое приведение»

Теперь вспомним повесть Астриды Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».В одной из глав произведения рассказывается, как Карлсон надел простынь и прикинулся приведением. Он хотел напугать воров, которые залезли в дом к Малышу. Летая, Карлсон завывал ужасным голосом: «У-у-у!».

6) «Пожарная машина»

Начался пожар, и вызвали ее. Машина едет по улицам города, издавая пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у».

7) «Пионерский горн»

Вам нужно представить, будто бы вы отдыхаете в пионерском лагере. Вдруг утром вас будит звук горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту». Теперь попробуйте изобразить звук рожка.

4. Интонационное стихотворение

К этому упражнению следует переходить, если вы уже разобрались с предыдущим.

Читать это стихотворение необходимо следующим образом. Сперва попробуйте поднимать свой голос на тон после каждой строчки. Затем читайте стих, спускаясь вниз по гамме. При этом следите, чтобы каждое слово было нотой. Это не простая задача, но стоит попробовать:

Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором — обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели, и нет ли где голой земли?

Николай Некрасов

5. Объем голоса

Каждую согласную букву нужно проработать в таком порядке:

1) обрамляйте ее по бокам согласной «м»:

МАМ – МОМ – МУМ – МЭМ – МЫМ – МИМ

2) попытайтесь заполнить этим звуком вначале маленький шар, после чего – большой, потом всю комнату

Вторая часть: Выбор адекватной громкости

1. Выразительное чтение

Прочитайте нижеперечисленные стихотворения, выбирая при этом нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как следует прочитать стихи – громко или тихо?

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!

Самуил Маршак

 

 

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

Агния Барто

Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.

Леонид Яхнин

2. Решение задач по риторике

Представьте следующую ситуацию. Вы говорите в компании с друзьями, но вас никто не слушает. Что в этом случае вы будете делать:

a)    говорить громче для того, чтобы всех перекричать

b)    замолчите, дав другим возможность поговорить

c)     попытаетесь привлечь внимание своих товарищей

3. Анализ речевых ситуаций

Девочка крикнула через дорогу прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Сколько коммуникативных ошибок она сделала, обращаясь к прохожему. И какие они?

4. Составление бытовых диалогов

Вам нужно составить диалоги, которые могут произойти в следующих ситуациях. Для начала продумайте содержание реплик и выберите оптимальную громкость вашего голоса. Разыграйте диалоги в парах. Критерии оценки речевого действия такие:

a)    содержательность диалога

b)    адекватность громкости ситуации общения

1) Папа отдыхает, а вам с сестрой необходимо обсудить какой-то важный вопрос.

2) Мама работает дома, составляя годовой отчет о работе. Вы должны срочно спросить друга по телефону о домашнем задании по речевой риторике. Вы поднимаете трубку и разговариваете со своим приятелем.

3) Вы пришли навестить больного товарища и спрашиваете о его самочувствии, здоровье. А также о том, чем ему можно помочь.

4) Старушка вас остановила на улице. Она спрашивает, как дойти до ближайшей аптеки. Вы начинаете рассказывать маршрут. Однако бабушка вас плохо слышит.


Вернуться к содержанию




Добавить комментарий: